13 C
Лондон

В Беларуси бывшего редактора Nexta Романа Протасевича приговорили к 8 годам колонии усиленного режима

Автор: Newsify

Суд в Беларуси приговорил к восьми годам колонии усиленного режима бывшего редактора Nexta Романа Протасевича по делу о «заговоре с целью захвата власти». Основателю Nexta Степану Путило суд заочно назначил 20 лет колонии, бывшему редактору Яну Рудику – 19 лет колонии.

Гособвинитель просил для Протасевича 10 лет лишения свободы.

Суд над ними начался 16 февраля. Путило и Рудик находятся за пределами Беларуси, их дело рассматривается в порядке специального производства – заочно. На суде присутствовал только Роман Протасевич.

В последнем слове Протасевич заявил, что хочет сделать «все возможное, чтобы возместить ущерб», который причинили его действия. «Я открыто признаю политическое поражение. Я рад, что в какой-то момент смог найти в себе силы, чтобы признаться во всем том, что делал, теперь ответственность лежит на мне. Признаю, в отличие от тех, кто в том числе сейчас за границей и прикрывается ширмой. Вся эта ситуация позволила мне немного иначе взглянуть на жизнь со стороны, на те приоритеты, которые неправильно были у меня расставлены», – сказал он.

Он попросил суд рассмотреть его ситуацию с пониманием и вынести справедливое решение о наказании, которое не будет связано с лишением свободы.

По данным госагентства БелТА, Путило, Рудика и Протасевича обвинили в совершении не менее 1586 преступлений. Среди прочего им вменили заговор с целью захвата власти, публикацию материалов, «имеющих деструктивные цели», призывы протестно настроенных граждан к актам терроризма.

Всего в обвинении было 13 статей Уголовного кодекса у Путило, 12 – у Рудика и девять – у Протасевича. 13 апреля стало известно, что Протасевича обвинили в повторном руководстве экстремистским формированием (часть 2 статьи 361-1 УК). Кроме того, по иску Генпрокуратуры «в интересах государства» обвиняемые должны выплатить свыше 30 млн рублей (11,9 млн долларов в эквиваленте) в качестве компенсации «имущественного вреда».

Генпрокурор сообщил, что следствие установило связь подсудимых с ранее осужденными Сергеем Тихановским, Николаем Статкевичем, Игорем Лосиком, Виктором Бабарико, Марией Колесниковой, а также с находящимися за границей Светланой Тихановской, Франаком Вячоркой и Валерием Цепкало. По словам гособвинителя, Путило, Рудик и Протасевич, помимо прочего, «были причастны к разработке плана по передаче государственной власти Светлане Тихановской».

Роман Протасевич был задержан в мае 2021 года в результате принудительной посадки самолета Ryanair в Минске. После задержания он пошел на сделку со следствием, после чего его и Софью Сапегу перевели под домашний арест. В январе 2022 года Протасевич объявил, что отпущен из-под домашнего ареста, хотя уголовное дело не прекращено, давал интервью государственному ТВ, писал в соцсетях и даже якобы нашел работу.

Софью Сапегу приговорили к шести годам лишения свободы. Она отбывала наказание в гомельской колонии № 4, где работала швеей. В настоящее время в Беларуси запущена процедура передачи Софьи Сапеги в Россию. Суд в Москве рассмотрит ее дело 24 мая.

В 2015 году журналист и блогер Степан Путило (псевдоним – Степан Светлов) завел ютуб-канал Nexta (на белорусском языке «нехта» значит «кто-то», «некто»), где публиковал критические сюжеты и видео о ситуации в Беларуси. В 2018 году канал Nexta появился в телеграме. В 2020 году главным редактором Nexta был Роман Протасевич. Телеграм-канал напоминал скорее ресурс гражданских активистов, чем средство массовой информации: во время протестов после президентских выборов в нем публиковались планы акций, схемы передвижения силовиков, призывы к забастовкам.

С 9 по 16 августа 2020 года телеграм-канал Nexta Live увеличил свою аудиторию с 427 тысяч человек до 2 млн 165 тысяч и стал одним из самых популярных телеграм-каналов в мире. В конце сентября 2020 года Протасевич ушел из Nexta и возглавил проект журналиста и блогера Игоря Лосика, задержанного еще до выборов, «Беларусь головного мозга».

В апреле 2022 года телеграм-каналы Nexta, Nexta Live и Luxta были признаны в Беларуси «террористической организацией», их деятельность в стране запрещена.

Читайте также