Родственники белорусских политзаключенных Виктора Бабарико, Максима Знака, Марии Колесниковой и Игоря Лосика, находящихся в колониях, опасаются за их жизни – узники не выходят на связь с родными в течение нескольких месяцев, пишет белорусская служба Deutsche Welle.
По информации издания, последний раз экс-претендент на пост президента Беларуси Виктор Бабарико общался с родными 6 февраля 2023 года. В тот же день его посетил адвокат. С тех пор, как уточняют журналисты, политзаключенного никто из защитников и родных не видел и не слышал.
Телеграм-канал «Рабочы Рух» со ссылкой на свои источники сообщал, что в ночь с 24 на 25 апреля из ИК-1 города Новополоцка Виктор Бабарико был доставлен в Новополоцкую центральную городскую больницу со следами побоев. «Виктор Бабарико находится в отделении хирургии, состояние средней степени тяжести, известно, что у него пневмоторакс. Поступил со следами избиений, его даже не узнали, пока не увидели фамилию поступившего», – говорилось в сообщении.
В горбольнице белорусской службе Радио Свобода подтвердили, что Бабарико действительно к ним поступил. Позже правозащитный центр «Вясна» сообщил, что до больницы политик находился в ПКТ – помещении камерного типа, а в последние месяцы часто находился в ШИЗО. Уже несколько месяцев от Виктора Бабарико не приходили письма.
Еще одного политзаключенного, юриста Максима Знака, который отбывает срок в Витебской колонии, адвокат видел последний раз 2 февраля 2023 года. Письма от Знака родным, как отмечает издание, не приходят с 9 февраля 2023 года.
Знак, кандидат юридических наук и участник международных рейтингов (Legal 500, IFLR1000 и Who’s Who Legal), работал в штабе Бабарико, а после выборов и начала протестов в Беларуси в августе 2020-го вошел в президиум Координационного совета оппозиции. Его арестовали в сентябре 2020 года.
Правозащитнику предъявили обвинения по статьям о «призывах к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь» (ст. 361), о заговоре с целью захвата власти (ст. 357), о создании экстремистского формирования или участия в нем (ст. 361-1). Шестого сентября 2021 года белорусский суд приговорил Знака к 10 годам лишения свободы в колонии усиленного режима. В мае 2022 года КГБ внес его в список лиц, «причастных к террористической деятельности».
Мария Колесникова последний раз звонила родным 16 ноября 2022 года. Затем, в декабре прошлого года отец Марии, Александр Колесников, навестил ее в тюремном стационаре, куда ее перевели после операции – у заключенной было обострение язвенной болезни. Адвокат видел Колесникову 7 февраля 2023 года, а с 15 февраля от нее не приходят письма.
Колесникова – одна из лидеров белорусской оппозиции, экс-глава штаба Виктора Бабарико. В 2021 году ее, как и Знака, обвинили в «призывах к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь», заговоре с целью захвата власти и создании экстремистского формирования или участия в нем. Колесникову приговорили к 11 годам лишения свободы.
Несколько месяцев не выходит на связь с родными администратор телеграм-канала «Беларусь головного мозга» и медиаконсультант белорусской службы Радио Свобода Игорь Лосик. В марте 2023 года правозащитный центр «Вясна» со ссылкой на несколько источников сообщал, что Лосик пытался покончить с собой в колонии.
В декабре 2021 года Игорь Лосик был осужден на 15 лет колонии усиленного режима. Его задержали 25 июня 2020 года. Изначально против него завели уголовное дело по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них). 15 декабря ему предъявили новое обвинение по статьям 13 УК («Приготовление к преступлению») и части 2 статьи 293 («Массовые беспорядки»).
В связи с этим белорусские правозащитники обратились к спецдокладчику ООН по правам человека в Беларуси Анаис Марэнс просьбой направить властям Беларуси срочное обращение с требованием прекратить содержать политзаключенных без связи с внешним миром, обеспечить доступ к ним адвокатов и необходимую медицинскую помощь, а также прекратить преследование самих адвокатов. В обращении также говорится, что Знака, Колесникову и Бабарико содержат в условиях, которые угрожают не только их здоровью, но и жизни.