Более 26 тысяч осужденных в России были привлечены к принудительным работам в разных отраслях по состоянию на август 2023 года. Об этом российская Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) сообщила в четверг, 10 августа, в ответ на запрос российского издания «Ведомости». Годом ранее это число составляло всего 9300 человек, отмечает издание.
Как утверждает ФСИН, осужденные работают в строительстве и машиностроении, сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве, в легкой и химической промышленности, на пищевом и мебельном производстве, в добыче полезных ископаемых, в сферах лесозаготовки и деревообработки. Всего они привлечены к работе в 1700 организациях. С октября 2023 года их трудом смогут пользоваться и индивидуальные предприниматели, указали «Ведомости».
«Проблем с трудоустройством осужденных не возникает, — говорится в ответе ведомства. — Их труд пользуется огромным спросом среди работодателей — по итогам прошлого года охват таким трудом составил 99 процентов». В марте ФСИН предложила задействовать труд заключенных в работе корпорации «Ростех» — крупнейшей компании российского ВПК.
Альтернатива лишению свободы в РФ
Нанимать осужденных и привлекать их к принудительным работам в частные компании позволили поправки в российское законодательство, принятые в 2020 году. Привлекать к работе могут и лишенных свободы, но это связано с рядом ограничений.
Принудительные работы в ряде случаев могут назначаться судом как альтернатива лишению свободы. Как следует из законодательства, осужденные не могут отказаться от работы и должны работать именно там, куда их направят, однако их состояние здоровья и трудовые навыки принимаются во внимание.
Центры для 40 000 заключенных
В марте ФСИН сообщала, что создала 367 исправительных центров с возможностью размещения в них более 40 тысяч осужденных для принудительных работ как альтернативы лишению свободы. В 2024 году число таких мест планируется расширить до 80 тысяч, отметили «Ведомости».
На фоне войны России против Украины во многих колониях РФ началась вербовка заключенных для участия в боевых действиях. В частности, к этой практике прибегли частная военная компания «Вагнер» и Минобороны РФ, выяснили журналисты-расследователи.