Беларусь до сих пор не отдала Венесуэле около 1,5 млрд долларов за купленную 10 лет назад нефть, говорится в совместном расследовании Белорусского расследовательского центра, венесуэльского издания Armando.Info и Центра по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP).
Расследователи получили от источника в белорусских госорганах документы о том, что Беларусь с 2010 по 2012 год экспортировала из Венесуэлы почти девять миллионов тонн нефти. Тогда Александр Лукашенко договорился с президентом Венесуэлы Уго Чавесом об альтернативных поставках нефти, так как «Кремль не шел на уступки по объемам беспошлинных поставок сырья для белорусских НПЗ».
Утверждается, что за 9 млн тонн нефти Беларусь заплатила около 7 млрд долларов, еще 1,5 млрд долларов белорусские власти до сих пор не выплатили. Расследователи поясняют, что 80% стоимости нефти ЗАО «Белорусская нефтяная компания» оплачивала на счет венесуэльской государственной нефтегазовой компании PDVSA не позднее 35 дней с даты оформления накладной. Оставшиеся 20% аккумулировались в виде обязательства покупателя перед продавцом. Форма исполнения обязательств определялась правительствами Венесуэлы и Беларуси. Именно эти 20% белорусские власти не оплатили до сих пор.
Расследователи пишут, что белорусские власти, по крайней мере в 2015 году, не собирались выплачивать этот долг. Они ссылаются на копию документа, датированного сентябрем 2015 года, который готовили к совещанию премьер-министра Беларуси: в нем говорится, что Минск решил «рассматривать задолженность не как белорусский долг, а как помощь Боливарианской Республики Венесуэла».
Венесуэла предлагала погасить долг, передав ей часть акций «Нафтана», «Минского автомобильного завода» и «Белорусского металлургического завода». Беларусь озвучила предложение вернуть деньги белорусскими товарами.
«Вся эта история с нефтью вылилась в то, что Беларусь провела сделку по нерыночной цене. То бишь она на этом очень серьезно сэкономила, не доплатила Венесуэле достаточно серьезную сумму. И сейчас это задолженность с точки зрения Венесуэлы и подарок с точки зрения Беларуси. Этот долг является постоянной темой белорусско-венесуэльских переговоров», – сказал бывший дипломат и сотрудник администрации президента Беларуси Анатолий Котов.
Беларусь участвовала и в других проектах, например в поставке техники в Венесуэлу, выяснили расследователи. В частности, тракторы, по их данным, продавались по цене в два раза выше рыночной. Если Куба, Никарагуа и Эль-Сальвадор в 2011 году покупали белорусский трактор за 15-17 тысяч долларов, то в Венесуэлу они шли по 45 тысяч долларов. В «Минском тракторном заводе» эту информацию комментировать отказались.
Беларусь и Венесуэла также построили в штате Баринас совместные предприятия по сборке тракторов «Беларус» и грузовиков МАЗ. Общая стоимость проектов оценивалась в 55 млн долларов, каждый год на двух заводах планировалось выпускать по 10 тысяч тракторов и 5 тысяч грузовиков, на деле в год там собирали всего около 3 тысяч машин, утверждают в центре. В 2017 году из-за экономического кризиса заводы приостановили работу.
Другим неудачным проектом стало строительство жилья в Венесуэле после наводнения, говорится в расследовании. В 2022 году белорусское посольство в Венесуэле отрапортовало, что очередные квадратные метры сданы, добавив, что пауза была из-за санкций. За 15 лет белорусы построили всего 8 тысяч квартир из запланированных 20 тысяч. Стоимость завершенного проекта в городе Маракай и окрестностях оценивается в $320 млн, говорится в расследовании.
Заводы и жилье в Венесуэле, по данным расследователей, строила компания «Белзарубежстрой», которую основали в 2007 году «для выполнения поручений правительства по строительству жилья и других объектов в Венесуэле». Компания выполнила там проекты на полмиллиарда долларов.
Учредителями «Белзарубежстрой» на момент создания были четыре компании: две государственные – «Гомельпромстрой» и «Строительный трест № 8», и две частные – «Трастбанк» и «дочка» иранского холдинга Kayson «Белпарс» (39%).
Ключевым владельцем Трастбанка (сейчас банк «Решение») и председателем совета директоров «Белзарубежстроя» является бизнесмен Виктор Шевцов. Со временем 39% акций «Белзарубежстроя» перешли сначала эмиратской компании Almando, а затем другой эмиратской фирме – Alm Investments. За ними стоит давний партнер Шевцова, резидент ОАЭ султан Мохаммед Ахмад Аль-Зараим Аль-Сувайди. Шевцов не стал комментировать расследователям эту информацию.