Режим правителя Беларуси Александра Лукашенко несет ответственность за жизни оппозиционных политиков Марии Колесниковой, Максима Знака и других людей, находящихся в Беларуси в заключении «лишь за то, что они призывали к праву, свободе и демократии». Такое заявление сделал президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier), выступая в среду, 23 августа, в Берлине с речью, посвященной художникам, оппозиционерам и другим людям, которые были вынуждены покинуть свою страну по политическим мотивам или из-за своих взглядов оказались на родине в заключении.
«Сегодня вечером мы думаем и о тех, кто не нашел спасения через отъезд, но подвергается преследованию на родине или находится в заключении», — сказал глава германского государства.
Штайнмайер об условиях содержания политзаключенных в Беларуси
«Мы знаем, что условия содержания в тюрьме (для Марии Колесниковой, Максима Знака и других политических заключенных в Беларуси. — Ред.) на протяжении месяцев становятся все хуже и все более жестокими, что заключенные не получают достаточного медицинского ухода, что они не имеют доступа к адвокатской помощи и уже несколько месяцев не видели знакомых лиц», — добавил Штайнмайер. «Я хочу обратиться с четким посланием в адрес правителя Лукашенко: ваш режим несет ответственность за жизни этих людей. Мы не отводим взгляд. Мы не забываем Марию Колесникову, и Максима Знака, и всех остальных!» — подчеркнул он.
Преследование Марии Колесниковой в Беларуси
Музыкант Мария Колесникова, 12 лет жившая в Штутгарте, в 2020 году вернулась в Беларусь, была координатором штаба экс-банкира Виктора Бабарико, который заявил о намерении участвовать в президентских выборах. После его ареста она вошла в состав «оппозиционного трио» и участвовала в предвыборной кампании вместе со Светланой Тихановской и Вероникой Цепкало.
Колесникова была задержана в сентябре 2020 года, обвинялась по трем статьям Уголовного кодекса Беларуси: публичные призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности (ч. 3 ст. 361 УК), заговор с целью захвата государственной власти неконституционным путем (ч. 1 ст. 357 УК) и создание экстремистского формирования (ч. 1 ст. 361-1 УК).
В сентябре 2021 года Колесникова была приговорена к 11 годам лишения свободы колонии. В конце декабря 2021 года Верховный суд Беларуси на закрытом заседании оставил приговор без изменений. В мае КГБ Беларуси внес Колесникову в так называемый «список террористов».
Потеря связи с Марией Колесниковой
Как рассказала в начале июля на мероприятии «Эхо тишины» в Берлине сестра Марии Колесниковой Татьяна Хомич, к тому моменту от белорусской оппозиционерки уже почти пять месяцев не было вестей. Семье неизвестно, в камере какого типа она находится. Последнее письмо от Колесниковой пришло 15 февраля.
Отцу, который живет в Беларуси, видеться с Марией не дают: «На наши запросы приходит ответ, что она ни с кем не хочет общаться». Похожая ситуация, по словам Хомич, с Максимом Знаком, Игорем Лосиком, Виктором Бабарико, Сергеем Тихановским, Николаем Статкевичем. «Это стратегия изолирования», — говорит она.