Замоскворецкий суд Москвы во вторник, 21 ноября, отклонил иск бывшего главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова к министерству юстиции России с требованием исключить его из реестра так называемых «иностранных агентов». В этот перечень Минюст внес Муратова, который является лауреатом Нобелевской премии мира, 1 сентября 2023 года. По версии ведомства, журналист участвовал «в создании и распространении для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранных агентов, использовал иностранные площадки для распространения мнений, направленных на формирование негативного отношения к внешней и внутренней политике Российской Федерации».
На заседании суда 21 ноября представитель Минюста РФ фактически повторил эту версию, заявив, что Муратов давал интервью СМИ из «недружественных стран» — Латвии и Великобритании, что «исключает распространение истцом материалов и мнений о РФ в положительном или нейтральном свете».
Муратов отрицает иностранное финансирование
Дмитрий Муратов заявил, что не получает и никогда не получал иностранного финансирования. По словам бывшего главреда «Новой газеты», суть работы журналиста заключается в распространении информации, а цитирование участников списка «иноагентов» не запрещено законом. Он также напомнил, что статья 29-я Конституции РФ запрещает цензуру на территории России.
Закон, вводящий в оборот в России понятие «иностранный агент», был принят в начале 2010-х годов. Сначала он позволил Минюсту признавать «иноагентами» некоммерческие организации, которые получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. С 1 декабря 2022 года закон позволяет объявлять «иноагентами» не только тех, кто получает средства из-за рубежа, но и тех, кто получает иностранную «поддержку», а также «находится под иностранным влиянием». На сегодня в официальном списке «иноагентов» в РФ около 600 различных имен и наименований.